VII. Разработано теоретическое обоснование автоматизированной системы демократизации государственного управления и индивидуализации воспитательного процесса «Глобальная нравственность»
(ГЛОН)
Этическая оценка нравственности как мера ущерба человеку, обществу, природе, имеет численное выражение и представлена рис. 2.1., 2.2. Оценка нравственности не объясняет мир, но выводит систему поведения и этические правила, основанные на ненанесении человеком ущерба себе, окружающим, природе (рис. 1.1, 1.2, 1.3), позволяющие его сохранять. Идея нравственного поведения исключительна и предназначена для всех людей во все времена. В этой идее содержится непоколебимая уверенность в том, что рано или поздно, но все люди действительно придут в лоно ее сторонников (добровольцев нравственного пути). Идея нравственности определяется практической деятельностью (судите, оценивайте по делам их), вобрала в себя обычаи, сформулировала набор правил и процедур, по которым должен существовать любой социальный субъект (человек, группа людей, корпорация, общество, государства, международное сообщество) в целом. Разработана универсальная норма поведения социальных субъектов: ничего во вред (ущерб) другим социальным субъектам и среде обитания, поддержание баланса духовных и материальных устремлений и действий, прав и обязанностей любого социального субъекта перед обществом. Эта норма (нравственность) является буфером между идеей, как совокупностью неизменных догматов и повседневной жизнью.
Норма нравственности – это сложная система смыслов, являющаяся предметом гражданского согласия, достигаемого в ходе дискурса, обеспечивающего, в том числе, и народовластие. Эта норма определяется в дискурсе, общении, волеизъявлении граждан. Важным условием определения нормы нравственности является свобода слова. Эта норма является естественной основой для формального отражения волеизъявления граждан - создание сводов правил, законов и процедур, организующих сложнейшие взаимоотношения человеческого сообщества как внутри границ отдельных государств, так и вне их.
Система нравственных ценностей: ненанесение одним социальным субъектом ущерба (вреда) себе, другим социальным субъектам, обществу и среде обитания, баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей социальных субъектов перед обществом, - достаточно универсальная норма и может легко адаптироваться в дискурсе к сложившимся условиям. Система смыслов – это адаптация нравственных ценностей к жизни конкретного народа. Нравственная норма в сознании граждан формирует образ будущего: построение общества нравственности, социальной справедливости и народовластия. Этот образ, основанный на нравственной норме, заставляет людей строить свою жизнь так, а не иначе. Нравственная норма (закон, принцип, идеология) как глобальный проект в каждый момент времени каждому социальному субъекту дает ответы на вопросы:
1. Зачем жить: построение общества нравственности, социальной справедливости и народовластия.
2. Как жить: не наносить ущерб, вред себе, окружающим, среде обитания, соблюдать баланс духовных и материальных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.
Проект «Институт нравственности», начинается как сетевой (глобальная нравственность, сокращенное название - ГЛОН). Образуются и умножаются сторонники нравственной нормы как меры поведения и деятельности человека, общества и государства. Они договариваются в дискурсе, действуют самостоятельно, их ведет сама идея нравственности, норма еще только складывается и непрерывно совершенствуется. В этой стадии развитие сетевого проекта нравственной меры деятельности человека, общества и государства (ГЛОН) происходит по инициативе отдельных и не связанных друг с другом социальных субъектов. Никакого координационного центра в рамках сетевой стадии развития проекта «Институт нравственности» нет, он развивается спонтанно и по многим направлениям, что позволяет ему быстро адаптироваться к потребностям и запросам людей в рамках принимаемых ими системы нравственных ценностей.
Как только численность сторонников идеи нравственности становится существенной, неизбежно формируется политическая составляющая, постулирующая правила безопасного общежития, определяющая систему управления социальным государством, врагов – социальных паразитов, живущих за счет труда и ресурсов населения, друзей - нравственных граждан. Осознанный выбор нравственного пути развития общества и государства и есть та миссия современной элиты стран мира, которую они могут сыграть в интересах обеспечения защиты своих народов от вызовов и угроз безопасности. Сетевой подход к реализации идеи нравственного развития обеспечивает защиту проекта от существующих властных иерархий и формирования своих внутрипроектных элит (которые могут иметь свои корыстные интересы). Участие граждан в нравственной оценке социальных действий в ходе дискурсов позволяет ликвидировать возникновение любых паразитических структур, стремящихся, как правило, коммерциализировать любое новое направление социального развития (либерализм, капитализм, национализм, социализм, коммунизм, религии и т.д.).
Нравственная идея является надрелигиозной, надпартийной, наднациональной и надгосударственной идеей, присущей всем направлениям социального развития и типам общественного устройства. Поэтому в ее развитии могут участвовать государства с любым конституционным строем, политическими режимами, партиями и властными элитами.
Нравственная идея, при ее массовой поддержке становится идеологией нравственности, и как идеология начинает корректировать хозяйственную деятельность (в зависимости от уровня развития страны: больше или меньше социализма или капитализма). Социализм означает большее сосредоточение власти и ресурсов в руках государства, капитализм означает сосредоточение власти и ресурсов в руках частных лиц, владеющих капиталами. Это тип государственного управления, который выбирается в ходе дискурса местным населением и регулируется нравственной нормой. Именно нравственная норма обеспечивает эффективное применение как социалистического, так и капиталистического подходов в управлении государством. Не капитализм и социализм есть угрозы для населения. Опасны для граждан формирующиеся в элитах группы так называемых социальных паразитов, деятельность которых видна в социально-значимых решениях. Поэтому привлечение внимания граждан к нравственному измерению этих решений начинает оказывать воспитательное воздействие на лиц, продуцирующих данные решения, делать их созидательными, социальными, справедливыми, в итоге – нравственными.
Участие граждан в дискурсах по нравственной оценке социально-значимых решений усиливает дух носителей идеологии нравственности, ориентирует их на более последовательное и строгое соблюдение нравственной нормы. Возникает феномен нравственной самоорганизации государства и общества, ротации кадров происходят естественно, во власти остаются те, кто социально результативен, нравственен. Степень социального паразитизма в органах государственного управления и общественного самоуправления снижается.
Обществу предлагается не сила нового оружия (системы убийства, обмана, манипуляций), а система нравственных ценностей (антиманипулятор), которая определяется и развивается в дискурсах населения. Время, когда обязательно требуется отдать жизнь за чужие убеждения или материальные ценности, ушло в прошлое. Только необразованные взрослые сейчас активно используются в локальных военных конфликтах, превратившихся в коммерческие предприятия, способ заработка и обеспечения прибыли. Современная война и террор стали видом бизнеса, опасным для общества. Развивая систему образования и просвещения взрослых, утверждая их нравственные ценности в государственно-общественных дискурсах, предоставляющих гражданам роль субъекта социально-значимых решений, создаются условия для предотвращения войн и локальных конфликтов.
Сетевые дискурсы, происходящие в форме массовых этических оценок нравственности социально-значимых решений социальных субъектов, обеспечиваются ГЛОН (предоставление шкалы оценки конкретного социально-значимого решения и формализация полученных численных значений оценки в виде гистограмм или процентов, рис. 1.1., 1.2.). Таким образом, ГЛОН может воспользоваться каждый социальный субъект по своему желанию, без какого либо принуждения. Результаты массовых оценок, получаемые с помощью ГЛОН, обладают воспитательным значением, произвольный доступ к оцениванию масс социальных субъектов создает феномен непроизвольной коррекции оцениваемого социально-значимого решения на любом уровне иерархии в системах государственного управления и общественного самоуправления в сторону созидания, справедливости, нравственности.
Одна из задач ГЛОН – наладить связи между уровнями в социальных системах. Субъект с самого нижнего социального уровня иерархии может контролировать любого субъекта, занимающего любой иерархический уровень. Наличие квалификации у субъекта позволяет ему принимать участие не только в контроле, но и в других составных элементах властного цикла: 1) выбор, обоснование и постановка цели; 2) планирование; 3) мотивация; 4) организация исполнения; 5) коррекция.
Так осуществляется демократический процесс участия на всех этапах властного цикла всех субъектов независимо от занимаемого ими места в иерархической системе. Демократия взаимодействия субъектов рождается и осуществляется в их общении (дискурсе).
Одна из основных задач ГЛОН – уйти от абстрактной (декларативной) демократии и перейти к практической демократии, превращающей конституцию страны (ст. 3 Конституции РФ) в акт прямого действия – участия населения в управлении государством и общественном самоуправлении.
Для минимизации коррупции как основного вызова общественной безопасности любое социальное действие должно проходить через процедуру социальной оценки и массового экспертного обсуждения.
Социальное действие – это действие субъекта, которое затрагивает интересы более чем одного человека. Массовая экспертная оценка любого социального действия позволяет визуализировать обратные социальные связи и на этой основе корректировать содержание последующего социального действия, – в результате чего происходит индивидуализация воспитательного процесса любого социального субъекта (см. рис. 2.1, 2.2.).
Идеи ГЛОН (см. рис. 9) одобрены на рабочем совещании руководства и экспертов МЭСИ и нашли свое отражение в проекте Плана взаимодействия государств-участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий в виде следующих пунктов:
1. Разработка воспитательного блока дистанционных образовательных технологий, подготовка проектов нормативно-правовых документов по обеспечению реализации воспитательных функций дистанционных образовательных технологий.
Соисполнитель: Петровская академия наук и искусств.
2. Создание открытых социальных информационных сетей и интернет-ресурсов, содействующих образованию и безопасности граждан, организаций и государств-участников СНГ, реализующих экспертные и научно-этические функции. Создание глобальной интерактивной информационной системы «ГЛОН» (Глобальная нравственность), реализующей функцию нравственного воспитания граждан государств-участников СНГ.
Соисполнитель: Петровская академия наук и искусств.
3. Создание дистанционного образовательного ресурса для лиц, нуждающихся в особых условиях получения образования и социальной защиты (пенсионеров; мигрантов; уволенных в запас военнослужащих, в том числе и офицеров; инвалидов; молодежи из неблагополучных семей или семей, находящихся за чертой бедности; лиц, находящихся в местах лишения свободы, на принудительном лечении; лиц, находящихся за чертой бедности; иждивенцев; больных социальными заболеваниями: наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, психозами и неврозами, зависимостью от деструктивных сект).
Соисполнитель: Петровская академия наук и искусств.
4. Проведение Международной конференции «Воспитание свободой: принципы и технологии».
Соисполнитель: Петровская академия наук и искусств.
Рис. 9. ГЛОН как практическая реализация технологии свободы
|